четверг, 13 ноября 2014 г.

Инновационное образование в системе развития экономики и социокультурной сферы

 

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества – развитию социокультурной сферы посредством инновационных тенденций в образовании. В статье проанализирована новая концепция образования и обоснована необходимость ее реализации для изменения культурного субъекта.

Ключевые слова: инновационное образование, культурный субъект, человеческий капитал

В нынешних условиях общественного воспроизводства в России изменилась структура социально-экономических ценностей общества, оценка общественного благосостояния, значение и роль человека в социальной сфере и динамике общественного развития. В этих условиях человеческая личность представляет собой важнейший компонент общественного богатства, конечный результат экономического функционирования одновременно и капитальное средство последующего развития. Поэтому человеческий капитал проявляет себя как ценностная оценка способностей и возможностей общества к осуществлению трудовой деятельности.

Инновационная политика государства представлена научно-техническим и социально-экономическим состоянием страны, которое выражается рациональным использованием инвестиций в основной и человеческий капитал. Исходным моментом в планировании инвестиционной деятельности в обществе является разработка и обоснование целенаправленной экономической стратегии государства. В хозяйственной практике она трансформируется в планы и инвестиционные программы на среднесрочные и текущие периоды. Для реализации инновационных преобразований, безусловно доминирующей составляющей инвестиционной политики государства должно стать развитие и расширение вложений в человеческий капитал (образование, науку, подготовку рабочей силы, здравоохранение, культуру и искусство).

Социально-экономические преобразования в нашей стране направлены на масштабное преобразование на основе модели инновационного развития не только промышленности, но и всех сфер деятельности, включая образование, здравоохранение и жилищную сферу. Другими словами, модернизации включает в себя не только переход к новым инновационным технологиям, но и смену парадигмы существующего общества.

Какие цели, приоритеты ставит перед собой инновационное образование? Ранее в проектах модернизации систем общего образования(с 2001года) были выделены следующие приоритеты:

- обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

- создание условий для повышения качества общего образования;

- создание условий для повышения качества профессионального образования;

- формирование эффективных экономических отношений в образовании;

- обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Прошло уже более 10 лет, а данные цели так и не достигнуты.

Можно выделить несколько проблем на пути инновационного образования в целом и в социально-культурной сфере в частности. Первая проблема это внедрение рыночного механизма в сферу образования и отношение к ней как к отрасли по производству образовательных продуктов и услуг. С одной стороны, произойдет экономия на образовании бюджетных средств, с другой стороны, внедряя широкомасштабную платность образования, резко упадет его доступность. Также следует помнить, что цель системы образования - создать человеческий потенциал (стремление населения к труду и самосовершенствованию), а не потребителей образовательных продуктов и услуг.

Вторая проблема связана с постановкой стандартизации системы образования. Стандартизация образования и инновационный вариант развития экономики вступают в противоречие. Качество образования нельзя сводить к формализации процесса обучения. Все зарубежные школы наоборот, строят свои программы на уникальных позициях. Поскольку образование человека – процесс не детерминированный, а ярко выраженно вероятностный. На него влияют четыре основных фактора: учителя, содержание образования, образовательная среда (т.е. весь уклад жизни общества), средства обучения. Гарантировать достижение результатов обучения удается редко, лишь в довольно несложных областях. Поэтому лучшее, что можно делать, - это стремиться повысить вероятность успеха. А для этого есть единственный путь – постоянный, очень большой и хорошо организованный высокопрофессиональный труд, направленный на развитие тех четырех основных потенциалов системы образования, о которых сказано выше.

Третья проблема связана с внедрением интерактивных методов обучения. Эта проблема обусловлена, с одной стороны недостаточностью материальных средств у учебных заведений, преподавателей, родителей обучающихся детей (например, отсутствие средств на покупку компьютера и оплаты интернет не позволяет работать с образовательными оболочками); с другой слабая восприимчивость к принципам и методам интерактивного обучения, как педагогами, так и обучающимися. Приоритет отдается подчинению и дисциплине. Игнорируется необходимость образования творческих, самостоятельно мыслящих людей, формирования, прежде всего, умения учиться. Упор делается на информацию, «наполнение» обучающихся знаниями по принципу - чем больше, тем лучше.

Перспективы инновационного образования находятся в сфере применения новых учебных оболочек и продвинутых программах обучения, где применяются совершенно другие параметры оценок. Перспективы модернизации образования находятся в сфере применения новых учебных оболочек и продвинутых программах обучения, где применяются совершенно другие параметры оценок. К таким показателям можно отнести:

- оценка индивидуальных достижений, оценка внутреннего мониторинга качества, внутренние оценки образовательных программ;

- уровень образованности населения (среднее число лет, проведенных каждым взрослым жителем в стационарном образовательном учреждении), в т.ч. уровень профессиональной образованности населения;

- доступность образования для каждого жителя страны: финансовая, территориальная и т.д.;

- влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу, уровень НВП, и т.д.;

- влияние образования, в том числе профессионального образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, на количество правонарушений, и т.д.

На сегодняшний момент онлайновой революцией в образовании для всех является образовательный портал Coursera.org, который дает любому пользователю доступ к курсам крупнейших университетов мира. Он был начат в конце 2011 года на излете достаточно большого эксперимента, в рамках которого три достаточно больших и интересных стэнфордских курса по компьютерным наукам были сделаны доступными, были предложены бесплатно студентам из всех стран мира, желающим их изучать. Данным сайтом пользуются более 2,3 млн человек из 196 стран[4].

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни – life-longlearning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, достигает 60-70 %. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 %[5.C.4].

Поскольку модернизация образования в России разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, она одновременно является для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. На этом этапе необходимо модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем. В дальнейшем необходимо активнейшее содействие общества для обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством, разработки и финансирования эксперементальных инновационных площадок образования, структурной и институциональной модернизации профессионального образования, ориентированной на рынок труда.

Эффективность использования человеческого капитала в первую очередь зависит от мобильности трудовых ресурсов - носителей человеческого капитала. Человеческий капитал должен достаточно быстро реагировать на изменения в глобальной экономике и перестраиваться на сферы деятельности, в которых его производительность выше. Причем важна как профессиональная, так и географическая мобильность. А для ее обеспечения опять-таки требуются институты: финансовые рынки и рынки жилья (ипотека и образовательные кредиты) и специфические институты рынка труда (мониторинг рынка труда, развитая система повышения квалификации и т. д.).

Доступность образования обеспечивает гражданам доступ к важному ресурсу человеческого развития. Вместе с тем, чтобы увеличить экономический эффект от получения образования, необходимо повысить его качество и привести его структуру и содержание в соответствие с текущими и будущими потребностями рынка труда. Минимальный уровень образования (девять и менее классов) практически лишает человека возможности продолжить образование в будущем и рассчитывать на повышение доходов и изменение социального статуса.

Таким образом, современное состояние профессионального образования в России обусловлено как внутренними, так и внешними факторами, связанными с общемировыми тенденциями социально-экономически о развития: переходом от индустриального общества к информационному, значительным возрастанием роли и значения гуманитарного знания становлением системы непрерывного образования, повышением требований к уровню культуры и образованности населения, обеспечением широты и гибкости его профессиональной подготовки.

Список использованной литературы

  1. 1.Проект Закона об образовании в Самарской области [Электронный ресурс]. URL:: http://www.samgd.ru/.../21.08.14%20зак.иниц.%20ПЗСО%20об%20образовании
  2. 2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма Развитие образования_(Проект).pdf
  3. 3.Корчагин, Ю. Измерение национального HC [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа:http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=32
  4. 4.Дафна, Коллер С миру по курсу/ 21/01/2013 - URL: http://digitaloctober.ru/player/content/71
  5. 5.Численность и возрастная структура населения России//Экономический портал [Электронный ресурс]. URL:: http://institutiones.com/general/1540-mediko-demograficheskaya-xarakteristika.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

РСЯ7