Мировая экономика убеждает, что конкуренция является эффективным механизмом экономического роста страны. Однако не все формы конкуренции стоит расценивать как исключительно позитивные для развития экономической системы.
Российские товарные рынки создавались в начале 1990-х гг. на базе советской экономики, которая носила объективно монополизированный характер. Конкурентная среда формировалась в России не эволюционным путем, как в большинстве развитых стран, а путем создания институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов.
Основным фактором для создания конкуренции в России стала приватизации, которая способствовала созданию новых хозяйствующих субъектов и формированию конкуренции между ними.
Во многом недобросовестный характер приватизации предопределил особенности современной экономики России, которые сдерживают ее конкурентное развитие: высокая концентрация производства, высокая доля на рынке государственных предприятий и естественных монополий, наличие инфраструктурных барьеров для развития бизнеса (высокие тарифы естественных монополий, процентные ставки по кредитам), низкая активность малого бизнеса, бюрократия и коррупция и др.
Особым барьером на пути эффективного развития национальной конкуренции выступает импорт. С одной стороны, рост импорта свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественных товаров. С другой стороны, наплыв импорта, начавшийся в 1990-е гг., не позволил формированию национальных конкурентоспособных производств и поставил в тупик отечественных предпринимателей, снизив их производственную и инновационную инициативность.
Сегодня подавляющую долю на рынке товаров повседневного пользования занимает импорт. Российский рынок стал рынком-потребителем зарубежных товаров и имеет критическую зависимость от них. Поэтому, конкуренция среди отечественных хозяйствующих субъектов на этом рынке, фактически, отсутствует, а, сложившаяся конкурентная ситуация, позитивно не отражается на эффективном развитии экономики страны.
Предпринятое Россией в августе 2014 г. (в ответ на международные санкции) эмбарго на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности станет стимулом для оздоровления внутреннего производства, прежде всего для развития аграрного сектора.
Важнейшая задача государства в сложившейся ситуации предоставить прямую поддержку фермерам в виде налогового стимулирования, субсидий и предоставления земель по наиболее выгодным для них условиям, что создаст мотивационные условия для появления новых национальных хозяйствующих субъектов и усиления конкуренции между ними. При этом стоит иметь в виду, что эмбарго введен Россией на 1 год, а отдачу от вложений сельхозпроизводители могут получить не раньше чем через два-три года.
Кроме того, наиболее актуальным является увеличение экспортного потенциала отечественных производителей. Данную проблему можно решить при объединении усилий государства и бизнеса по принципу поддержки наиболее конкурентоспособных, а не слабых игроков на рынке.
В подтверждение вышесказанного, приведем тезис основоположника «национальной системы политической экономии» Ф. Листа. Обобщая мировой опыт зарубежных стран в историческом разрезе, экономист утверждает: «Страны достигают экономического могущества и процветания на основе вовсе не доктрины фритредерства (либерализма), а скорее на основе протекционизма».
Гуляев Герман Юрьевич
Пензенский Государственный Университет
Пензенский колледж искусств
Комментариев нет:
Отправить комментарий