среда, 12 ноября 2014 г.

Санкции как стимул для развития национальной конкуренции или конкуренция в России и экономическая безопасность страны

Мировая экономика убеждает, что конкуренция является эффективным механизмом экономического роста страны. Однако не все формы конкуренции стоит расценивать как исключительно позитивные для развития экономической системы.

Российские товарные рынки создавались в начале 1990-х гг. на базе советской экономики, которая носила объективно монополизированный характер. Конкурентная среда формировалась в России не эволюционным путем, как в большинстве развитых стран, а путем создания институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов.

Основным фактором для создания конкуренции в России стала приватизации, которая способствовала созданию новых хозяйствующих субъектов и формированию конкуренции между ними.

Во многом недобросовестный характер приватизации предопределил особенности современной экономики России, которые сдерживают ее конкурентное развитие: высокая концентрация производства, высокая доля на рынке государственных предприятий и естественных монополий, наличие инфраструктурных барьеров для развития бизнеса (высокие тарифы естественных монополий, процентные ставки по кредитам), низкая активность малого бизнеса, бюрократия и коррупция и др.

Особым барьером на пути эффективного развития национальной конкуренции выступает импорт. С одной стороны, рост импорта свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественных товаров. С другой стороны, наплыв импорта, начавшийся в 1990-е гг., не позволил формированию национальных конкурентоспособных производств и поставил в тупик отечественных предпринимателей, снизив их производственную и инновационную инициативность.

Сегодня подавляющую долю на рынке товаров повседневного пользования занимает импорт. Российский рынок стал рынком-потребителем зарубежных товаров и имеет критическую зависимость от них. Поэтому, конкуренция среди отечественных хозяйствующих субъектов на этом рынке, фактически, отсутствует, а, сложившаяся конкурентная ситуация, позитивно не отражается на эффективном развитии экономики страны.

Предпринятое Россией в августе 2014 г. (в ответ на международные санкции) эмбарго на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности станет стимулом для оздоровления внутреннего производства, прежде всего для развития аграрного сектора.

Важнейшая задача государства в сложившейся ситуации предоставить прямую поддержку фермерам в виде налогового стимулирования, субсидий и предоставления земель по наиболее выгодным для них условиям, что создаст мотивационные условия для появления новых национальных хозяйствующих субъектов и усиления конкуренции между ними. При этом стоит иметь в виду, что эмбарго введен Россией на 1 год, а отдачу от вложений сельхозпроизводители могут получить не раньше чем через два-три года.

Кроме того, наиболее актуальным является увеличение экспортного потенциала отечественных производителей. Данную проблему можно решить при объединении усилий государства и бизнеса по принципу поддержки наиболее конкурентоспособных, а не слабых игроков на рынке.

В подтверждение вышесказанного, приведем тезис основоположника «национальной системы политической экономии» Ф. Листа. Обобщая мировой опыт зарубежных стран в историческом разрезе, экономист утверждает: «Страны достигают экономического могущества и процветания на основе вовсе не доктрины фритредерства (либерализма), а скорее на основе протекционизма».

 

Гуляев Герман Юрьевич
Пензенский Государственный Университет

 

Пензенский колледж искусств

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

РСЯ7